Этика роботов

 
Первый Закон
"Роботы не должны наносить вред здоровью и жизни человека, или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.


Второй Закон
Робот должен выполнять приказы человека, если эти приказы не противоречат Первому Закону.

 
 Третий Закон
Робот должен заботиться о собственной сохранности до тех пор, пока это не противоречит Первому и Второму Законам.

Международная команда экспертов выработает «кодекс этики» для роботов, которые с каждым днем становятся все более технически оснащенными и, по мнению ученых, вскоре смогут обладать собственным интеллектом. Как сообщают информационные агентства, обсуждение кодекса получило серьезный резонанс на недавно завершившейся конференции Euron (Европейская Сеть Исследований Робототехники) в Генуе, на которой ученые высказали свои опасения в связи с быстрым развитием данной сферы.
В общем-то еще лет 20 назад выдающийся американский технолог – и футуролог по совместительству – Эрик Дрекслер в своей книге «Машины создания» определял такой подход, как биошовинизм: «предубеждение, что биологические системы имеют присущее и неотъемлемое превосходство, которое всегда будет давать им монополию на самовоспроизводство и интеллект».

Биологические системы – это мы с вами… Как бы там ни было, но эти самые «биологические системы» рекомендуют придерживаться следующих правил при использовании роботов:
1) действия робота должны находиться под контролем человека;
2) противодействовать незаконному использованию роботов;
3) следить за сохранением секретности данных, полученных роботом, и отчетами о его деятельности;
4) регистрация идентификационного номера для каждого робота.

Директор по науке РосНИИ искусственного интеллекта Александр Нариньяни прокомментировал каждое из перечисленных правил:
– «Действия робота должны находиться под контролем человека». Совершенно непонятно, что это значит: явно не контроль каждого шага, хотя иногда и это может потребоваться, например в опасной зоне типа «минного поля»; для интерпретации этого правила нужна типология (или онтология) действий робота в разных контекстах с указанием того, что должно находиться под контролем и в какой степени.
«Противодействовать незаконному использованию роботов». Это естественное правило относится ко всему – от ребенка до наркотиков и атомной бомбы.
«Следить за сохранением секретности данных, полученных роботом, и отчетами о его деятельности». Тоже естественное правило, поскольку тоже относится ко всем секретным данным, в частности, и полученным роботом.
«Регистрация идентификационного номера для каждого робота». И это правило очевидно: пока робот – сложное техническое устройство, то для него регистрация идентификационного номера требуется как для автомобиля или экскаватора; когда он станет достаточно интеллигентен и автономен, то для него потребуется нечто вроде ИНН.
Как обычно, во всяких сообщениях вокруг искусственного интеллекта (ИИ) из мухи делают слона. То есть перечисленные правила либо примитивны (2–4), либо плохо определены (1). А называется многообещающе: «этический кодекс общения с роботами», резюмирует Александр Нариньяни.
Вполне очевидный скепсис нашего эксперта представляется вполне оправданным. Тем не менее «у нас есть этические обязательства перед машинами с искусственным интеллектом, если мы создадим их, так же как и перед людьми», утверждает Дэниел Денет, американский философ. И, возможно, он не так уж далек от истины…
Сетевое агентство MIGnews сообщает, что британские ученые намерены представить на суд экспертов компьютерную систему, способную распознавать настроение и эмоции человека. Программа, заложенная в новое устройство, получает изображение человеческого лица с передающей камеры, и по так называемым «характерным точкам» (кончику носа, бровям, уголкам губ и др.) на лице человека составляет себе представление о настроении исследуемого в данный момент индивидуума, а также о его эмоциональном состоянии. «Эмоциональный» компьютер анализирует комбинации этих движений и по результатам выдает свой вердикт относительно вашего настроения.
«Система способна распознавать эмоции у разного типа людей, несмотря на отличительные особенности человеческой внешности, будь то очки, борода и прочее. По нашим данным, одну и ту же эмоцию люди выражают практически одинаково», – отмечает профессор Питер Робинсон из Кембриджского университета.


В Южной Корее обсуждается этический кодекс по защите роботов от жестокого обращения
Этический кодекс будет включать в себя стандарты для пользователей и производителей и увидит свет в 2007 году. Его составляла команда из пяти экспертов: футуристов и писателей фантастов.

Правительство Южной Кореи пришло к выводу, что роботостроение является главным двигателем экономики, и вливает миллионы долларов в исследования.

«Правительство планирует установить этические положения, которые будут определять роли и функции роботов, которые вероятно будут обладать высоким интеллектом в скором будущем».

Этические вопросы
Южная Корея является одним из ведущих государств в области высоких технологий. Граждане Южной Кореи получают доступ к широкополосному интернету, а также продвинутыми мобильным технологиям намного раньше, чем они появляются на западном рынке.

Правительство Южной Кореи известно также своей поддержкой технологий будущего. Правительство делает прогнозы относительно робототехники: к 2018 году роботы будут заниматься хирургией. В Министерстве связи и информационных технологий считают, что к 2015-2020 году у каждой семьи будет собственный робот.


Отчасти это вызвано тем, что количество пожилых людей в обществе растет, а также пониманием того, что прогресс в области роботостроения идет семимильными шагами.

Этот документ – попытка создать основные законы для будущего.
«Представьте себе, что некоторые люди могли бы считать андроидов своими женами или мужьями», - сказала Хью-Янг (Hue-Young) представитель отдела робототехники министерства.
«А другие могут пристраститься к взаимодействию с андроидами, как многие сейчас не представляют себе жизнь без интернета».

Положение в других странах.
«Новые положения могут отразить три закона робототехники, уже написанные Айзеком Азимовым в его рассказе «Хоровод» в 1942 году», - продолжает Хью.
Ключевые мысли будут заключаться в том, что человек должен обладать полным контролем над роботом и накопленной им информацией и препятствовать ее незаконному использованию.
В других странах также задумываются о роботизированном будущем. Например, в правительстве Великобритании считают, что через 50 лет робот будет обладать теми же правами, что и человек.
В Едином Европейском Пространстве по Исследованию Роботов (European Robotics Research Network) также создают законы, касающиеся использования роботов.
Эти этические положения были написаны исследователями, которые считают, что роботостроение вскоре встанет наравне с такими научными дисциплинами как биоинженерия и ядерная физика.
Сторонники создания этих законов говорят: «В 21 веке человечество буде сосуществовать с первым в своей истории чужим разумом – разумом роботов».
«Это повлечет за собой множество этических, социальных и экономических проблем».